«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (из личного опыта)
Современная жизнь диктует свои стандарты. Нынешним дошкольникам предстоит жить в веке сложных социальных и экономических отношений. Что потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно и интересно. Совокупность таких условий привела к необходимости формирования у дошкольников основ финансовой грамотности. (слайд № 1)
Что же означает словосочетание – финансовая грамотность?
Это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. (слайд № 2)
Проблем, с которыми может столкнуться финансово безграмотный человек много. Например:
Финансовая грамотность воспитывается по мере взросления и прохождения ребёнком различных жизненных этапов.
Финансовая грамотность затрагивает большой круг различных финансовых тем. И сегодняшнему дошкольнику, а в будущем взрослому человеку, придётся сталкиваться со всеми этими проблемами: зарабатывание и трата денег, распределение семейного бюджета, рациональное удовлетворение собственных потребностей. (слайд № 5)
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребёнка бережливости, деловитости, а также формирования у ребёнка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком. Поэтому уже в детском возрасте необходимо постепенное формирование деловых качеств и качеств успешного человека.
(слайды № 6,7)
Сущность финансового воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.
В дошкольном возрасте, основная форма ознакомления с основами финансовой грамотности – это игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.
На первом месте – это конечно сюжетно – ролевые игры, их большое разнообразие, я представлю несколько. «Магазин», «Банк», «Ателье». ( слайды № 8,9,10)
Не менее важными, при формировании основ финансовой грамотности являются и дидактические игры, в которых моделируются разные жизненные ситуации. Дидактических игр тоже много, я остановлюсь на некоторых: «Кто кем работает», «Нужные покупки», «Что нельзя купить за деньги» (слайды № 11,12,13)
В старшем дошкольном возрасте можно проводить познавательные игры или квесты. В процессе такой деятельности перед детьми ставится проблема, цель, решая и достигая которые, они приобретают новые знания и навыки. А также в этих видах деятельности создаются условия для формирования первоначальных представлений по основам финансовой грамотности. Например, во время квеста «Сказочное путешествие», ребята не только искали клад, но и преодолевая препятствия, совершенствовали знания о понятиях: банк, банковская карта, семейный бюджет. (слайд № 14)
В связи с тем, что дошкольник получает свой первый экономический опыт в семье, изучение основ финансовой грамотности необходимо осуществлять в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями). На всех этапах работы важно единство подходов к решению проблем экономического воспитания дома и в дошкольном учреждении. Это могут быть практические консультации, беседы (коллективные и индивидуальные), раздача буклетов, на тему финансовой грамотности. ( слайды № 19,20,21,22)
Все, выше перечисленные формы работы, не только принесут пользу дошкольникам, а ещё и сблизят детский сад с семьёй, сформировав элементарные знания и умения по основам финансовой грамотности. А значит, заложат основу успешной личности в будущем.