Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Педагогический опыт «Мостик Мира» или «погружение в решение конфликтной ситуации» в рамках формирования основ эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Создание условий, способствующих личностному развитию дошкольников и их готовности к конструктивному поведению в условиях конфликта.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Мостик Мира»

или «погружение в решение конфликтной ситуации»

в рамках формирования основ эмоционального интеллекта

у детей дошкольного возраста.

Цель: Создание условий, способствующих личностному развитию дошкольников и их готовности к конструктивному поведению в условиях конфликта.

Свое выступление я хотела бы начать словами известного драматурга и философа Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи.

Я готова поделиться своей идеей. С удовольствием познакомлю вас с Мостиком Мира.

Общение является одной из основ человеческой жизни. Конфликты в нем занимают значительное место, поскольку последствия некоторых конфликтов бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни. Во всех отношениях с людьми, сферах человеческой деятельности приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты.

В последнее время участились случаи агрессивного и конфликтного поведения подрастающего поколения. Поэтому тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна из-за наблюдаемой детской жестокости.

Особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, эмоциональная глухота. У детей приходится наблюдать повышенную тревожность, потенциальную конфликтность. Поэтому сегодня особенно важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать и поддерживать контакты. Именно в дошкольном возрасте формируются представления о конфликтах, логике развития конфликтных отношений.

В процессе разрешения конфликтов закладываются:

От того как складываются все эти детские отношения, зависит путь личностного и социального развития ребенка.

Поэтому при разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта: детский сад — модель общества, где воспитанники усваивают социальные нормы отношений между людьми. У ребенка активно формируется характер и ему необходима постоянная коррекция поведения со стороны взрослого. Нужно научить ребенка социально приемлемым нормам поведения и общения, научить детей взаимодействию с другими людьми, умению выражать свои желания, выслушивать желания другого, договариваться.

Ученые рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе. Можно выделить в противоречивости конфликтных ситуаций положительные моменты, связанные с развитием каждого ребенка.

В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения.

В связи с этим была поставлена цель - какие нужно создать условия, способствующие личностному развитию дошкольников и их готовности к конструктивному поведению в ситуации конфликта.

Задачи:

1.Изучить проблему межличностных конфликтов (отношений) детей дошкольного возраста.

2.Выявить причины конфликтов между детьми дошкольного возраста.

3. Способствовать развитию эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста через решение конфликтной ситуации. Очень важно понимать чувства других. Эта способность имеет решающее значение в различных ситуациях для эмоционально «правильного» (корректного) общения детей друг с другом.

4. Сохранить благоприятный социально-психологический климат в детском коллективе путем использования Мостика Мира.

5.Разработать рекомендации по предупреждению и разрешению межличностных конфликтов детей дошкольного возраста.

Игра обладает коммуникативно-организационной основой. Выделяют семь основных причин возникновения конфликтов:

Причин много и способы решения конфликтов могут быть разные.

Сегодня я расскажу об одном из способов решения конфликтной ситуации - педагогической находке -Мостике Мира. Это дорожка, которая состоит из символических изображений, по типу похожа на игру - бродилку. Но ребята встают по разные стороны мостика и двигаются навстречу друг другу по остановкам. С каждым шагом участники конфликта становятся ближе. Мостик Мира помогает осуществить целенаправленное воздействие по устранению причин, породивших конфликт, обеспечить обмен преимущественно вербальными действиями участников конфликта, чтобы они слушали и слышали друг друга посредством того, кто между ними. Поэтому для педагога в конфликте детей важен не сам предмет и материал конфликта, а формальная сторона взаимодействия, то есть его организованность. Большая роль в разрешении конфликтов отводится, конечно, взрослому, ему необходимо знать возможные причины возникновения детских конфликтов, прогнозировать поведение детей в соответствии с возрастом и специально обучать детей наиболее оптимальным способам общения в них.

Изображение «Рот». Выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия, выясняется причина конфликта.

Изображение «Ухо». Очень часто конфликт закрывает наши глаза, уши… Мы не можем прислушаться, понять оппонента, определить его мотивы. Важно, научить детей этому.

Изображение «Эмоции». Очень нужная и сложная остановка на мостике. Если конфликт произошел, то надо дать выход своим чувствам. Нужно сказать человеку, с которым конфликтуешь, что ты чувствуешь, например: я злюсь, грущу, мне одиноко. Ведь он может и не знать, какая буря эмоций кипит внутри вас. В тот момент, когда мы говорим об эмоции, подключается левая доля мозга, где находятся центры языка и логики, что помогает нам сосредоточиться и успокоиться. Учим детей описывать свои чувства, помогаем подбирать правильные слова. Помните: высказанная эмоция переживается гораздо легче.

Изображение «Вопрос». На этой остановке уточнить у детей, поняли ли, из-за чего возник конфликт? Как можно было избежать ссоры? Что должен был сделать каждый из них, чтобы получить желаемое, не обижая друга? Как вы будете вести себя в следующий раз в подобной ситуации? Важно, оговорить взаимоотношения на будущее.

Изображение «Рукопожатие». На этой остановке дети встречаются, мирятся, используя «мирилки», извинения, дружеские объятия.

Скорость и степень устранения конфликтов, конечно, зависит от многих психолого-педагогических особенностей детей, их поведенческих реакций и волевых качеств.

О том, что данный опыт эффективен, говорят результаты исследования, которые представлены на диаграмме с данными на начало и конец года. Для отслеживания результативности была использована диагностика парциальной программы «Социально – коммуникативное развитие дошкольников» (Ирина Александровна Дворецкая, Елена Валерьевна Горинова, Нина Евгеньевна Рычка). Основным инструментом оценки было наблюдение за детьми в ходе организованной и самостоятельной деятельности детей.

Объектом наблюдения были следующие компетенции, которые являются составляющими эмоционального интеллекта;

идентификация и понимание причин эмоций;

эмоциональная регуляция;

коммуникативная компетентность.

По каждой компетенции было выделено от 2 до 5 критериев для наблюдения с опорой на индикаторы, которые предложены авторами программы. Оценка проводилась по 10-балльной шкале, которая соответствует трем уровням:

Данную педагогическую находку могут использовать воспитатели дошкольных учреждений, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, заинтересованные и внимательные родители. Мостик Мира можно использовать для работы со всеми участниками образовательного процесса.

Используя Мостик Мира, дети стали лучше управлять своим поведением, стали более общительные, они стали легче воспринимать и понимать эмоции окружающих людей, стали менее агрессивными.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области